Новости Политика

Виталий Портников: Мы живем в Киргизии

01 Октября 2010

Мы будем иметь дело не столько с Конституцией 1996 года, сколько с настоящим конституционным конструктором.  

 

Конечно, для большей части политического бомонда принятие Конституционным судом решения об отмене знаменитого закона, изменившего Конституцию 1994 года, вряд ли может выглядеть настоящей неожиданностью. Этого решения ждали, ради него перетасовывали состав Конституционного суда, о возможных последствиях думали и во власти, и в оппозиции. Однако когда такие решения действительно принимаются, главным оказывается содержание каждого пункта постановления – и, конечно же, интерпретация.  

 

Судя по тому, как реагирует политическая элита – мы будем иметь дело не столько с Конституцией 1996 года, сколько с настоящим конституционным конструктором. С одной стороны, уже действует Конституция без изменений, принятых в 2004 году – а с другой продолжаются полномочия депутатов, избранных согласно этим изменениям и действуют все законы, которые были приняты парламентом после этих изменений. С одной стороны власть уверена в легитимности своих действий и может и далее использовать правовые механизмы так, как ей заблагорассудится, а с другой – оппозиция будет говорить о узурпации власти, нелигитимности властей и новом ГКЧП. Да и сама власть – что она сегодня? Президент, который может все? Премьер, который не может ничего? Коалиционные партнеры, которые никому не нужны? Отделььные депутаты, голоса которых с сегодняшнего дня на вес золота?  

 

Впрочем, все это риторические вопросы – ясно, что правовой хаос будет хаосом только в ближайшие дни, а затем все вновь придет в понятную систему управления. Но понятную – не значит легитимную и устойчивую. На самом деле после решения Конституционного суда произошло куда более важное событие, чем просто изменение Основного закона.  

 

Произошла окончательная маргинализация правовой системы. Она началась в кучмовские времена, продолжилась, когда Верховный Суд Украины оказался органом, просто одобрившим политические договоренности участников "круглого стола", а завершилась теперь, когда Конституционный суд оказался способен не комментировать, а изменять Основной закон страны.  

 

Это означает, что мы теперь живем не в Украине. Мы живем в Киргизии. Что произошло в этой стране, когда оппозиция одержала верх и изгнала президента Курманбека Бакиева? Конституция в этой стране вновь была возвращена от усиленных президентских полномочий к парламентской республике, Конституционный суд распущен – и никто его не защищал, президентские соратники лишились бизнеса... Восторжествовало право сильного. Пока силен был Бакиев – он менял законы под себя, как хотел и умел – так, что заставил уйти в оппозицию даже соратников и попутчиков. Победила оппозиция – вновь началось переписывание законов. Посмотрим, что еше решит будущий победитель выборов президента Киргизии.  

 

Посмотрим, для кого готовит Украину-1996 Янукович – для себя или для своего преемника. Так ведь часто бывает – победитель проводит годы в стремлении укрепиться в полученных полномочиях, считается узурпатором, не воспринимается как надежный партнер – зато его преемник получает все вожделенные полномочия вкупе с репутацией демократа. И этому преемнику уже не может помешать ни один суд...  

Источник: http://rus.newsru.com.ua/
<< Предыдущая
Тимошенко просит оппозицию примкнуть к ней и...
Следующая >>
В Ялте с Януковичем случился очередной конфуз

Хиты продаж
загрузка...
Почитать ещё








Web www.bashtanka.info
Google
загрузка...
Последнее в блогах
    ЭТО ИНТЕРЕСНО!
    Loading...